Ребенок учится читать, совместное чтение с ребенком |
На сегодняшний день почти не встречаются такие родители, которые готовы каждый день проводить время за чтением книг со своими детьми. Можно сказать, что традиция семейного чтения почти перестала существовать. А между тем чтение книг в кругу семьи – одно из незаменимых условий для быстрого развития ребенка, особенно если дело касается дошкольника.
Отказ от семейного чтения вовсе не означает, что мамы и папы перестали заботиться о своих детях и совсем не обращают на них внимания. И, конечно же, это не подразумевает отсутствие желания брать книги в руки. Чаще всего родители не прочь посвятить полчаса в день литературе. Они даже покупают много книг в красочных обложках и с яркими, красивыми иллюстрациями, чтобы заинтересовать ими ребят. Но не картинки прельщают детей в книжках, а пример родителей, которые, к сожалению, сами редко обращаются к литературе.
Но самое важное здесь – непонимание взрослыми того, что такое семенное чтение на самом деле. Некоторые родители, например, сами читают детям. Это правильно. Но эффект воздействия на детское сознание, на его память и способность логически выстраивать свои мысли при этом значительно ниже, чем если бы в чтении участвовали, как минимум, два человека, взрослый и ребенок. Ведь слово «семейное» как раз и подразумевает прочтение книги несколькими представителями семейства.
Не все дошколята, правда, умеют читать. Но этот процесс легко заменяется беседами о прочитанном родителями, о самых ярких и запомнившихся эпизодах, положительных и отрицательных героях. В сказках, детских рассказах ситуации, как правило, жизненны. Даже животные в них говорят и ведут себя, как люди. Поэтому маленьким читателям и наблюдателям разговоры на литературные темы помогают лучше ориентироваться в действительности.
Дети к тому же смогут быстрее научиться читать, если будут не просто слушать монотонное зачитывание текста своей мамы, а, например, выучат с ней небольшое стихотворение или вспомнят всех «премудрых» и «прекрасных» героинь из волшебных сказок. Так у дошколят разовьется интерес к книгам, и научить их читать не составит труда.
Но есть дошколята, которые уже и в пять лет отлично справляются даже с повестями или такими приключенческими романами, как, например, «Приключения Незнайки». В этом случае от родителей часто можно слышать: раз, мол, научился читать, пусть сам и читает. В своей точке зрения они основываются на том, что самостоятельное постижение написанного вырабатывает скорость чтения у ребят. Но доведенное до автоматизма чтение может только навредить, если нет понимания текста: неизвестных реалий, непонятных действий персонажей – всего, требующего объяснений со стороны.
Нельзя также забывать о том, что возрастному периоду ребенка соответствуют свои произведения, своя тематика, определенный объем книги. Для малышей издают книжки-игрушки и книжки-малышки, по которым легко воспроизводить тексты в игровой форме. Чаще всего в таких книжках помещены прибаутки, загадки, детские песенки. А вот дети постарше любят сказки, небольшие рассказы, притчи. Эти жанры дидактичны. Но мораль в них скрыта, завуалирована. И это дает почву для литературных бесед.
Обсуждения художественных текстов, литературные вечера, разыгрывание сценок – все это и еще многое другое касается чтения в кругу семьи. Если сделать его занимательным и интересным, то от этого польза будет не только ребенку, но и остальным членам семейства. Ведь такие вечера сделают людей еще ближе друг другу. И, конечно, дети, с которыми проводятся такого рода мероприятия, идут в школу подготовленными к встрече с новым и неизведанным.
|